ОБЪЯВЛЕНИЕ

Наблюдательный совет КГП «Аулиекольская районная больница» Управления здравоохранения акимата Костанайской области объявляет конкурс на занятие вакантной должности:

Подробнее...

 

Концепция внедрения обязательного социального медицинского
страхования в Республике Казахстан до 2030 года
Введение
Глава государства  Н.А. Назарбаев, в своем Послании народу
Казахстана от 14 декабря 2012 года поставил новую стратегическую цель
дальнейшего развития страны – вхождение в число 30 наиболее развитых
стран мира к 2050 году. В качестве базовых ориентиров были взяты
показатели стран-членов Организации экономического сотрудничества и
развития (далее – ОЭСР).
Реализация данной стратегии потребует не только приближения
отечественной системы здравоохранения к стандартам стран-членов ОЭСР,
но и проведения ее структурных преобразований.
Основные усилия по модернизации необходимо выполнить в
предстоящие 15 лет, которые должны стать «окном возможностей» для
масштабного прорыва страны.
Концепция внедрения обязательного социального медицинского
страхования в Республике Казахстан до 2030 года разработана в соответствии
с Планом институциональных реформ «100 конкретных шагов дальнейшего
государственного строительства», Посланием Главы государства Назарбаева
Н.А. народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050:
Единая цель, единые интересы, единое будущее», а также Концепцией
социального развития Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной
постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 года
№ 396.
Настоящая Концепция определяет видение, основные принципы,
направления и этапы внедрения обязательного социального медицинского
страхования в Республике Казахстан до 2030 года.
1.  Анализ текущей ситуации, тенденции и видение развития
обязательного социального медицинского страхования в Республике
Казахстан
1.1 Анализ текущей ситуации
В результате масштабного реформирования системы здравоохранения
Республики Казахстан начатого с 2005 года:
1)  более чем в 6 раз увеличилось финансирование гарантированного
объема бесплатной медицинской помощи (со 131,2 млрд.тг. в 2004 г. до 856,2
млрд.тг. в 2014 г.);
2
2)  проводится  модернизация  инфраструктуры  системы
здравоохранения, в городе Астана создан национальный медицинский
холдинг, в который входят шесть инновационных объектов здравоохранения,
строится новый онкологический центр мирового уровня;
3)  Национальная скрининговая программа, введенная с 2005 года,
ежегодно обследуя более 3 млн. детей и более 2 млн. взрослых, позволяет
выявлять и предотвращать заболевания на ранних стадиях.
4)  с 2005 года введено бесплатное лекарственное обеспечение на
амбулаторно-поликлиническом уровне. Более 3 млн. граждан имеют
возможность бесплатно получить свыше 400 наименований лекарств для
лечения 48 наиболее распространенных заболеваний, а также лекарственные
средства для лечения редких и тяжелых заболеваний;
5)  все население страны охвачено вакцинопрофилактикой. В 2012
году Всемирной организацией здравоохранения Казахстан признан страной,
свободной от полиомиелита и малярии;
6)  существенно улучшилось здоровье казахстанцев. В результате
реализации Программы развития кардиологической и кардиохирургической
помощи на 2007 – 2009 годы, в течение последних восьми лет (2007 – 2014
годы) более чем на 40 % снизилась смертность граждан от болезней системы
кровообращения. Заболеваемость туберкулезом в течение последних 10 лет
снизилась вдвое.
7)  каждому  гражданину  стала  доступной  бесплатная
высокоспециализированная медицинская помощь. Проводятся операции по
пересадке органов, стали обычными кардиохирургические операции и
операции по эндопротезированию тазобедренных суставов;
8)  в 2010 году создан Единый плательщик услуг гарантированного
объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и заложены
основы для его дальнейшего развития;
9)  создан  конкурентный  рынок  услуг  ГОБМП,  произошло
постепенное расширение доли частного сектора среди поставщиков услуг
ГОБМП, по итогам 2014 года этот показатель достиг 22% (в 2010 году –
12%);
10)  внедрены  новые  формы  управления  и  финансирования,
ориентированные на развитие автономности медицинских организаций,
конкуренции и постоянное повышение качества медицинских услуг
(клинико-затратные группы, комплексный подушевой норматив, глобальный
бюджет и т.д.);
11)  усовершенствована тарифная политика, впервые в Казахстане
стало возможным возмещение капитальных расходов и лизинговых платежей
поставщиков услуг ГОБМП;
12)  создана  устойчивая  национальная  система  аккредитации,
получившая признание со стороны ISQua (Международного общества по
качеству). Впервые аккредитация поставщиков медицинских услуг стала
проводиться на регулярной основе;
3
13)  внедрена  дифференцированная  оплата  труда  медицинских
работников. Средний заработок увеличился в 2,4 раза;
14)  изменилось поведение пациентов, что стимулировало их делать
свой выбор на основе критериев качества услуг и удовлетворенности. В
период с 2010 по 2013 годы количество граждан, воспользовавшихся
свободным выбором стационара при плановой госпитализации, возросло в
2,3 раза, с 317,8 тыс. до 831,8 тыс. человек.
Вместе с тем, необходимо продолжить работу по приближению
отечественной системы здравоохранения к стандартам стран-членов ОЭСР.
Так, Республика Казахстан инвестирует в здравоохранение меньше,
чем  развитые  страны  мира.  Принцип  солидарной  ответственности
государства, работодателей и граждан за свое здоровье реализован в
недостаточной мере.
В тоже время, Казахстан, инвестируя на цели здравоохранения гораздо
меньше средств, чем страны с аналогичным уровнем развития и развитые
страны, добился значительного прогресса.
Так, ежегодный прирост ожидаемой продолжительности жизни в при
рождении в республике составил 0,57 лет (ЕС – 0,24 года), ежегодный темп
снижения материнской смертности в среднем составил 3,4 на 100 тысяч
родившихся живыми (ЕС – 0,8), ежегодный темп снижения младенческой
смертности в среднем составил 1,11 на 1 000 родившихся живыми (ЕС –
0,33).
Подобный  прогресс  демонстрирует  не  только  эффективность
инвестиций, но и указывает на возможное снижение резервов дальнейшего
развития,  и  как  следствие  снижение  эффективности  системы
здравоохранения.  Этому  также  способствует  неконкурентоспособный
уровень оплаты труда медицинских работников в Казахстане по сравнению
со странами-членами ОЭСР.
Процесс решения вышеуказанных проблем будет находиться под
давлением глобальных тенденций – старения населения, связанного с этим
распространения  хронических  неинфекционных  заболеваний,  роста
потребления медицинских услуг, и как следствие – увеличения расходов на
здравоохранение.
По прогнозам Комитета по статистике Министерства национальной
экономики Республики Казахстан, численность населения страны к 2030 году
превысит 21 млн. человек.
Рост благосостояния и принимаемые системой здравоохранения меры
приведут к увеличению продолжительности жизни, и как следствие росту
числа  неинфекционных  заболеваний,  росту  численности  граждан
предпенсионного и пожилого возраста.
Прогнозируемый экономический рост также приведет к постоянному
обновлению медицинских технологий и росту их потребления.
В настоящее время расходы на лечение хронических неинфекционных
заболеваний уже превышают 50% от бюджета стационарной помощи, а
4
финансирование самой экономически эффективной формы помощи –
первичной медико-санитарной помощи, ниже рекомендуемых 40%.
В этой ситуации необходима мобилизация усилий всех социальных
партнеров: государства, работодателей и самих граждан для смягчения
названных вызовов и построения высокоэффективной и финансово
устойчивой системы здравоохранения.
Ядром новой системы должна стать первичная медико-санитарная
помощь. Платформой для дальнейшего развития должна стать Единая
национальная  система  здравоохранения,  обладающая  необходимыми
предпосылками  –  единый  плательщик,  прозрачная  система
тарифообразования, конкурентная среда.
Оптимальным способом создания такой системы является внедрение
обязательного социального медицинского страхования, при котором четко
прослеживается выполнение обязательств всех партнеров, а целевой характер
взносов создает стимул для ответственного отношения к здоровью.
1.2 Обзор мирового опыта
В мировой практике все системы здравоохранения имеют смешанную
структуру финансирования, с преобладанием одной из 4 основных моделей:
- бюджетная модель, основной источник финансирования – общее
налогообложение.  Эта  модель  распространена  в 22 странах  мира
(Великобритания, Австралия, Канада и др.) из 54, гарантирующих всеобщий
охват населения медицинской помощью;
- социальное медицинское страхование (далее – СМС), финансируемое
за счет обязательных солидарных взносов государства, работодателей и
работника. Распространена в 30 странах мира из 54 (Германия, Франция,
Япония, Корея);
- частное  медицинское  страхования,  финансируемое  за  счет
добровольных взносов работодателей или самих работников (США до
Реформы здравоохранения и защиты пациентов 2009 года);
- накопительные  счета  здравоохранения,  применяются
преимущественно в Сингапуре. Финансируются исключительно за счет
дохода работающих граждан.
Бюджетная модель характеризуется высоким уровнем стабильности
финансирования и социальной защищенности, однако практически не
оказывает влияния на индивидуальную ответственность граждан за
собственное здоровье и конкуренцию среди поставщиков медицинских
услуг.
Социальное медицинское страхование (далее – СМС) обеспечивает
реализацию солидарной ответственности за здоровье всех социальных
партнеров, создает стимулы для развития конкуренции, повышения качества
и эффективности. Кроме того, при этой модели обеспечивается высокий
уровень саморегулирования системы здравоохранения.
5
Системы, использующие частное медицинское страхование обладают
высоким уровнем прозрачности, способные быстро реагировать на
разнообразные индивидуальные нужды пациентов и создают высокие
стимулы для повышение качества медицинских услуг. Данная модель не
обеспечивает социальную защищенность и равенство граждан при получении
медицинской  помощи,  не  позволяет  перераспределять  средства  в
зависимости от приоритетов здравоохранения, ее применение несет высокие
транзакционные издержки.
Накопительные  медицинские  счета  ограничивают  доступность
медицинской помощи размерами накоплений, что негативно сказывается на
гражданах с  низким уровнем  дохода, или имеющих хронические
заболевания. Эта модель, обладая высоким уровнем прозрачности и
способностью стимулировать конкуренцию среди поставщиков медицинских
услуг, не позволяет реализовать принцип солидарной ответственности за
здоровье и приводит к росту административных расходов.
Мировая практика показывает, что системы СМС обеспечивают
всеобщий охват населения медицинской помощью. Такие страны-члены
ОЭСР, как Эстония, Чехия, Венгрия и т.д. смогли достигнуть этого
показателя при финансировании здравоохранения в пределах 5-8% к ВВП.
Вне зависимости от целей внедрения и функционирования СМС в
различных странах существуют общие механизмы функционирования и
тенденции развития, которые обеспечивают устойчивость и эффективность
СМС.
Фонды СМС имеют высокий уровень автономии при высокой степени
участия всех социальных партнеров в управлении через наблюдательные
советы или другие органы.
Существуют  законодательно  установленные  механизмы
саморегулирования деятельности различных элементов системы СМС:
формирование органов управления, тарифообразование, оценка технологий,
признание  квалификации  медицинских  работников,  аккредитация
поставщиков медицинских услуг и т.д.
Размер ставок страховых взносов, как и доля платежей работника и
работодателя, колеблется в зависимости от уровня развития страны.
К примеру, в Германии 14,1% от фонда оплаты труда, в Австрии от 6,5%
(фермеры) до 11% (пенсионеры), во Франции 13,6%, в России 5,1%.
В тоже время, даже в странах, где не применяется СМС,
государственный  бюджет  всегда  является  одним  из  существенных
источников финансирования. Так, в США удельный вес государственных
расходов в 2011 году составил 46%, а в Сингапуре – 31%.
Одной из проблем медицинского страхования является конкуренция
между страховыми фондами за пациентов. В этих условиях лица старшего
возраста, имеющие хронические заболевания, дети и беременные являются
нежелательными клиентами, ввиду высокого риска наступления страховых
6
случаев, и могут лишиться доступа к медицинской помощи из-за отказа
предоставить страховую защиту или ее высокой стоимости.
Для  преодоления  этого  неравенства  Всемирная  организация
здравоохранения рекомендует формировать единый пул средств, что
реализуется во многих странах с СМС путем создания только одного фонда
(Корея, Япония, Венгрия и др.), либо поэтапного слияния фондов (Эстония),
а также при помощи механизмов выравнивания рисков (Германия, Франция,
Бельгия и др.).
Классическим примером этого механизма является Германия, где
страховые взносы, собранные свыше 130 страховыми фондами страны,
аккумулируются в едином фонде выравнивания рисков и дополняются
субсидиями из федерального бюджета. Сформированный пул средств
корректируется с учетом поправочных коэффициентов пола, возраста, уровня
дохода и состояния здоровья и перераспределяется между страховыми
фондами.
Тарифная политика основывается на экономической реалистичности
тарифов и сбалансированности с общей доходной базой, как правило,
предусматривает  возмещение  амортизации  основных  средств.
Распространена практика установления размера тарифов в результате
переговоров между страховым фондами поставщиками медицинских услуг
или их объединениями.
Практика закупа медицинских услуг в странах, применяющих СМС,
осуществляется следующим образом:
- страховые пакеты представляют собой исчерпывающие перечни
предоставляемых услуг;
- способы оплаты сочетают подходы по оплате за каждую отдельную
услугу (тарификатор, клинико-затратные группы и т.д.) с учетом результатов
и качества медицинской помощи.
Оказание медицинской помощи в странах, применяющих СМС,
осуществляется на основе баланса между свободным выбором пациентом
медицинской организации и возможностями системы здравоохранения.
Так, если при оказании первичной медико-санитарной помощи (далее –
ПМСП)  пациент  имеет  право  смены  врача,  то  государство  или
профессиональные организации осуществляют квотирование количества
практикующих врачей в соответствующей местности.
В ряде случаев отмечается практика ограничения выбора в связи с
необходимостью  повышения  эффективности  медицинской  помощи.
К примеру, в Германии, участники Программ управления заболеваниями
выбывают из программы в случае смены врача ПМСП, а также не могут
обращаться к другим специалистам, минуя его.
Таким образом, обзор международного опыта показал, что наиболее
эффективными и финансово устойчивыми системами СМС являются модели,
в которых:
7
- объем финансирования здравоохранения составляет не менее 5% к
ВВП;
- системы СМС имеют высокий уровень саморегуляции, и все
социальные партнеры принимают участие в управлении;
- финансирование  осуществляется  солидарно  государством,
работодателями и работниками;
- аккумулирование средств осуществляется в едином пуле;
- присутствует реалистичная и сбалансированная тарифная политика –
тарифы устанавливаются путем переговоров и включают амортизационные
расходы;
- применяются способы оплаты услуг, ориентированные на результаты
деятельности.
1.3 Цель и задачи
Целью  внедрения  социального  медицинского  страхования  в
Республике Казахстан является создание сбалансированной и устойчивой
системы обеспечения гарантий и обязательств оказания медицинской
помощи, основанной на партнерстве государства, работодателей и граждан.
Для  достижения  поставленной  цели  предусмотрено  решение
следующих задач:
1.  Определение размеров обязательств государства, работодателей и
граждан по обеспечению финансовой устойчивости системы социального
медицинского страхования.
2.  Доведение объема общих инвестиций в здравоохранение до
уровня 30-ти наиболее развитых стран мира путем поэтапного расширения
доходной базы системы социального медицинского страхования.
3.  Создание Фонда социального медицинского страхования на базе
Единой национальной системы здравоохранения.
4.  Разработка механизмов взаимодействия ключевых участников
системы социального медицинского страхования.
5.  Определение  видов  и  форм  медицинской  помощи,
обеспечиваемых за счет средств социального медицинского страхования.
6.  Повышение эффективности системы оказания медицинской
помощи.
Внедрение в Республике Казахстан социального медицинского
страхования будет осуществляться в рамках следующих основных
направлений:
1.  Обеспечение финансовой устойчивости.
2.  Регулирование системы социального медицинского страхования.
3.  Совершенствование  гарантированного  объема  бесплатной
медицинской помощи.
8
4.  Стимулирование  конкуренции  между  поставщиками
медицинских услуг в системе социального медицинского страхования.
5.  Совершенствование  механизмов  обеспечения  качества
медицинских услуг и безопасности пациентов.
6.  Развитие  информационной  инфраструктуры  системы
социального медицинского страхования.
Модель социального медицинского страхования в Республике
Казахстан
Социальное медицинское страхование в Республике Казахстан – это
совокупность мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых
государством по обеспечению населения  гарантированным объемом
бесплатной медицинской помощи за счет средств Фонда социального
медицинского страхования.
Социальное медицинское страхование является неотъемлемой
частью  здравоохранения  и  представляет  собой  комплекс  мер
экономического, правового, социального и медицинского характера,
направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья
человека.
Система социального медицинского страхования состоит из
следующих элементов:
- участники социального медицинского страхования;
- совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых
государством, регулирующих отношения между участниками системы
социального медицинского страхования.
Участниками  системы  социального  медицинского  страхования
являются:
1)  плательщики – государство, работодатели и работающие
граждане;
2)  Фонд  социального  медицинского  страхования  Республики
Казахстан  (далее  –  ФСМС)  –  юридическое  лицо  производящее
аккумулирование платежей, поступающих от всех плательщиков, а также
осуществляющее закупку услуг, входящих в ГОБМП, для населения;
3)  получатели гарантированного объема бесплатной медицинской
помощи – граждане Республики Казахстан и оралманы получающие
гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП)
оплачиваемый ФСМС. Объем услуг ГОБМП, получаемых иностранными
гражданами и лицами, без гражданства в системе социального медицинского
страхования будет определен исходя из размеров их финансового вклада;
4)  поставщики медицинских услуг – организации здравоохранения,
а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой, и
предоставляющие медицинские услуги, входящие в ГОБМП и оплачиваемые
ФСМС;
9
5)  поставщики лекарственных средств, изделий медицинского
назначения и медицинской техники – юридические и физические лица,
осуществляющие реализацию лекарственных средств, изделий медицинского
назначения и медицинской техники, необходимой для оказания ГОБМП;
6)  организации,  принимающих  участие  в  функционировании
системы социального медицинского страхования:
- осуществление в рамках ГОБМП закупа лекарственных средств,
изделий медицинского назначения, услуг по хранению и транспортировке
лекарственных средств, изделий медицинского назначения и заключение
договоров,  долгосрочных  договоров,  а  также  организация  закупа
медицинской техники (Единый дистрибьютор);
- организация и проведение оценки безопасности и эффективности
медицинских услуг и технологий, оценки эффективности лекарственных
средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также
разработка, обновление и совершенствование клинических руководств и
клинических  протоколов  (уполномоченная  организация  по  оценке
медицинских технологий);
- определение перечня ГОБМП, допуск новых медицинских услуг и
технологий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения в
клиническую  практику,  определение  механизмов  оплаты  (закупок)
медицинских услуг, входящих в ГОБМП (уполномоченная организация по
совершенствованию ГОБМП);
7)  Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг –
консультативно-совещательный орган при Министерстве здравоохранения и
социального развития, в который входят представители общественных
организаций, частных медицинских организаций для обсуждения вопросов
совершенствования качества медицинских услуг;
8)  органы, осуществляющие регулирование системы социального
медицинского  страхования  –  Парламент  Республики  Казахстан,
Правительство Республики Казахстан, Национальный банк Республики
Казахстан,  Министерство  здравоохранения  и  социального  развития
Республики Казахстан, уполномоченная организация по совершенствованию
ГОБМП.
Социальное  медицинское  страхование  является  всеобщим  и
обязательным для граждан Республики Казахстан и оралманов.
Объем услуг ГОБМП, получаемых иностранными гражданами и
лицами, без гражданства в системе социального медицинского страхования
будет определен исходя из размеров их финансового вклада.
Развитие  казахстанской  модели  социального  медицинского
страхования будет основано на следующих принципах:
1)  солидарная ответственность;
2)  сбалансированность гарантий и обязательств;
10
3)  равенство в доступе;
4)  приоритетность первичной медико-санитарной помощи;
5)  обеспечение качества и безопасности медицинской помощи.
Солидарная ответственность.
Государство, работодатели и граждане несут обязательства и
ответственность за формирование, сохранение и укрепление общественного
и индивидуального здоровья в соответствии с их вкладом в экономический
рост страны.
Солидарная ответственность складывается из обязательств каждой из
сторон:
- государство  гарантирует  реализацию  конституционного  права
граждан на охрану здоровья путем обеспечения базового финансирования
ГОБМП. Кроме того, в ответственности государства останется развитие
инфраструктуры  здравоохранения,  обеспечение  санитарно-
эпидемиологического благополучия, медицинское образование и наука;
- работодатели  будут  участвовать  в  обеспечении  социального
медицинского страхования работников; принимать участие в добровольном
медицинском страховании, а также создании и развитии инфраструктуры
здравоохранения через механизм государственно-частного партнерства;
- ответственность граждан будет включать участие в обеспечении
социального  медицинского  страхования,  участие  в  добровольном
медицинском страховании, приверженность определенному образу жизни, а
также вовлечение в программы управления заболеваниями.
Сбалансированность гарантий и обязательств.
Расходы системы социального медицинского страхования должны
быть обеспечены неснижаемой доходной базой, формируемой всеми
партнерами в соответствии с принятыми ими обязательствами.
Равенство в доступе.
Все участники системы социального медицинского страхования,
независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, уровня доходов и
социального статуса должны иметь равный доступ к медицинской помощи на
всех этапах жизни. Приоритетность при получении медицинской помощи
может быть установлена только на основании медицинских показаний.
Приоритетность первичной медико-санитарной помощи.
Первичная медико-санитарная помощь, являясь точкой первого
контакта населения с системой здравоохранения, станет ключевым
элементом  оказания  медицинской  помощи  в  системе  социального
медицинского страхования.
Обеспечение качества и безопасности медицинской помощи.
Клиническая  практика  в  системе  социального  медицинского
страхования будет основана на использовании технологий и лекарственных
средств, соответствующих требованиям качества и эффективности, а также
механизмах обеспечения безопасности пациентов.
11
1.4 Периоды реализации Концепции
На первом этапе (2015 – 2016 годы) планируется заложить правовые
основы системы социального медицинского страхования и реализовать
первоочередные меры по её внедрению.
В этом периоде будут реализованы следующие основные меры:
1)  разработка  и  принятие  законодательных,  а  также
соответствующих  подзаконных  актов,  необходимых  для  введения
социального медицинского страхования;
2)  разработка  перечня  медицинских  услуг,  который  будут
оплачиваться ФСМС, а также условий предоставления соответствующих
видов и форм медицинской помощи;
3)  развитие  организаций,  принимающих  участие  в
функционировании системы социального медицинского страхования;
4)  проведение  информационно-разъяснительной  работы  среди
общественности.
Второй этап (2017 – 2020 годы) введение солидарного финансирования
системы социального медицинского страхования всеми социальными
партнерами, в этот период будут реализованы следующие основные меры:
1)  вовлечение  работодателей  в  финансирование  системы
социального медицинского страхования (2017 год);
2)  вовлечение граждан в солидарное финансирование системы
социального медицинского страхования (2020 год);
3)  финансирование отдельных видов и форм медицинской помощи
за счет средств ФСМС;
4)  поэтапное совершенствование перечня медицинских услуг,
входящих в ГОБМП и оплачиваемых ФСМС;
5)  совершенствование  способов  оплаты  возмещение  затрат
поставщиков медицинских услуг;
6)  совершенствование  системы  оплаты  труда  медицинских
работников и обеспечения конкурентоспособности его уровня.
7)  расширение  участия  частного  сектора  в  предоставлении
медицинских услуг, оплачиваемых ФСМС, в том числе за счет возмещения
расходов на обновление основных средств;
8)  внедрение гарантирования профессиональной ответственности
медицинских работников;
9)  создание самостоятельной уполномоченной организации по
совершенствованию ГОБМП;
С 2021 года начнется третий этап полного внедрения социального
медицинского страхования и поддержание его долгосрочной устойчивости.
Основными мероприятиями этого этапа станут:
1)  финансирование всех видов и форм медицинской помощи,
включенной в ГОБМП за счет ФСМС;
12
2)  расширение доходной базы СМС (акцизы на алкогольные
напитки и табачные изделия, другие источники);
3)  регулярное  совершенствование  перечня  услуг  ГОБМП
соответственно уровню развития технологий и уровню доходов системы
социального медицинского страхования;
Все мероприятия по введению социального медицинского страхования
будут завершены к 2030 году.
2.  Основные подходы по внедрению в Республике Казахстан
обязательного социального медицинского страхования
Внедрение в Республике Казахстан социального медицинского
страхования  будет  осуществляться  в  рамках  следующих  основных
направлений:
1.  Обеспечение финансовой устойчивости.
2.  Регулирование  системы  обязательного  социального
медицинского страхования.
3.  Совершенствование  гарантированного  объема  бесплатной
медицинской помощи.
4.  Стимулирование  конкуренции  между  поставщиками
медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского
страхования.
5.  Совершенствование  механизмов  обеспечения  качества
медицинских услуг и безопасности пациентов.
6.  Развитие  информационной  инфраструктуры  системы
обязательного социального медицинского страхования.
2.1 Основные направления внедрения социального медицинского
страхования
1.  Обеспечение финансовой устойчивости
Финансовая  устойчивость  системы  социального  медицинского
страхования будет направлена на диверсификацию источников дохода и
осуществляться за счет следующих механизмов:
- солидарное  финансирование  всеми  социальными  партнерами
(государством, работодателями и гражданами);
- обеспечение государством финансирования ГОБМП;
- неснижаемость ежегодных доходов ФСМС;
- контрцикличность бюджетной политики государства;
- соблюдение  баланса  между  собранными  доходами  системы
социального медицинского страхования и ее расходами;
- обеспечения сохранности и целевого характера отчислений на
социальное медицинское страхование и других активов ФСМС.
13
Реализация этих механизмов и формирование доходной базы ФСМС
будет осуществляться следующим образом.
В целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану
здоровья и получение ГОБМП, государство будет обеспечивать ежегодное
финансирование ГОБМП.
Финансирование ГОБМП будет осуществляться путем ежегодного
внесения средств республиканского бюджета в доход ФСМС.
С  2017  года  дополнительное  финансирование  социального
медицинского страхования будет осуществляться работодателями путем
внесения обязательных отчислений на социальное медицинское страхование
за работающее население в размере 5% от ежемесячного фонда оплаты труда.
Работающие граждане будут вносить обязательные отчисления на
социальное медицинское страхование с 2020 года в размере 1% от
ежемесячного дохода.
Неснижаемость доходов ФСМС в периоды экономического спада будет
обеспечиваться государством.
Вклад  государства  будет  формироваться  за  счет  общего
налогообложения. С 2020 года будет определена фиксированная доля
доходов за счет акцизов на алкогольные напитки и табачные изделия
направляемая в систему социального медицинского страхования.
Дополнительными  механизмами  обеспечения  финансовой
устойчивости  системы  социального  медицинского  страхования  и
сохранности активов ФСМС станут:
- некоммерческий характер деятельности ФСМС;
- целевой  характер  отчислений  на  социальное  медицинское
страхование и их безвозвратность;
- ведение раздельного учета собственных средств и активов ФСМС;
- исключительное использование активов ФСМС для оплаты ГОБМП;
- установление запрета на обращение взыскания на активы ФСМС со
стороны каких-либо лиц;
- формирование обязательств строго в соответствии с доходами ФСМС,
основанными на результатах актуарного анализа ожидаемых затрат;
- формирование резервов для покрытия непредвиденных расходов;
- осуществление инвестиционной деятельности через Национальный
Банк Республики Казахстан;
- учет всех операций по инвестиционному управлению активами
ФСМС в Национальном Банке Республики Казахстан;
- определение  Правительством  Республики  Казахстан  перечня
финансовых инструментов для инвестирования активов ФСМС;
- введение ограничений расходов на обеспечение деятельности ФСМС;
- подотчетностью ФСМС перед общественностью;
- обязательность проведения ежегодного аудита;
- регулярная финансовая отчетность ФСМС в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан;
14
- установление требований к руководящим работникам ФСМС.
Помимо  вышеуказанных  механизмов  обеспечения  финансовой
устойчивости  продолжится  работа  по  повышению  эффективности
использования средств, направляемых на финансирование гарантированного
объема бесплатной медицинской помощи.
2.  Регулирование  системы  социального  медицинского
страхования
Обеспечение институциональной устойчивости системы социального
медицинского страхования будет осуществляться путем следующего
распределения функций и обязательств.
Парламент Республики Казахстан, путем принятия закона, будет
устанавливать:
1)  учреждение ФСМС и порядок формирования органов его
управления;
2)  целевой характер отчислений на социальное медицинское
страхование и других активов ФСМС, а также их безвозвратность;
3)  иммунитет ФСМС от банкротства и обращения взысканий
третьих лиц на активы ФСМС;
4)  право ФСМС на осуществление отдельных видов банковских
операций;
5)  размеры отчислений на социальное медицинское страхование в
ФСМС для работодателей и работающего населения;
6)  размеры и параметры ф